Плейлист Сетка Наука и технология Культура и искусство Стиль жизни Авторы Архив программ

Последние
комментарии

  • Владимир на тему Урбаномания

    Очень интересно!
  • Ирина на тему Спровоцированные монологи. Г.Д. Ястребенецкий.

    Друзья, доброе утро! Молодые люди, у вас нет шансов! На минуточку У современной женщины работают оба полушария, а у современного мужчины только одно! То, что женщина не додумает, ей подскажет интуиция ! Лучше спросите у женщин ! Интересоваться надо у целевой аудитории ! За тему спасибо! Подняли настроение!
  • Роман на тему Книжная жизнь. К.Воннегут "Малый не промах"

    Возможно ли добавить окончание? Всего пара страниц же осталось. Пожалуйста! Спасибо.

Место действия

  • Место действия

    Место действия

    Искусствовед Ксения Малич об отелях в кино и литературе.

    Последний выпуск: 23/03/2015

Искусствовед Ксения Малич об отелях в кино и литературе./p>

Гостиница "Grand Hotel des Bains" (Томас Манн "Смерть в Венеции")

Песчаная цепочка островов между Венецианской лагуной и Адриатическим морем – остров Лидо, многие годы принимающий тысячи разношерстных и амбициозных гостей венецианского кинофестиваля. Первый фестиваль прошел в 1932 году, но требовательная публика облюбовала северную часть острова уже в конца XIX века. Здесь было построено несколько роскошных отелей с ухоженными пляжами, которые были устланы дорожками деревянных настилов и укрыты пестрыми полосами льняных тентов. Один из таких старожил – гостиница Grand Hotel des Bains – ровесник века, возведенная в 1900-м году. А в 911-м сюда впервые приехал Томас Манн. После писатель со своей супругой Катериной не раз останавливался в отеле. Но именно в ту первую майскую поездку, ожидая, когда подадут сигнал к началу обеда, он сидел в холле, наблюдая за семьей польских аристократов: мать, три дочери и худенький мальчик в матросском костюме. Из этого зыбкого мимолетного видения родилась новелла Томаса Манна “Смерть в Венеции”.

Томас Манн, а вслед за ним и режиссёр Лукино Висконти избирают совершенную сценографию венецианской ртвьеры, на фоне которой погибает писатель Густав фон Ашенбах. «Потрясенный мир с благоговением принял весть о его смерти». Но этот миг мгновенно стирается из памяти города. И вот, пляжи Лидо снова залиты солнцем. Ни холера, ни война не способны остановить этого сияния.

Когда в 1970 году преступил Висконти к работе над экранизацией этого сложного, практически непереводимого в другие жанры рассказа, он выбрал местом действия именно Grand Hotel des Bains, в котором мало что изменилось с начала века. Разве что демократичнее стала форма купального костюма, да отдыхающие теперь намного реже спускаются на пляж в костюме-тройке и при галстуке. В остальном – все та же избыточность деталей и ритуалов, замедляющих жизнь, но сообщающих ей такое исключительное качество.

Вы можете распахнуть ставни в номере, и как Дик Богарт в знаменитом кадре долго наблюдать за песчаной кромкой, усеянной пляжными зонтиками. Можете спуститься в нижние залы, которые носят сегодня имена Томаса Манна и Лукино Висконти. Воозможно, точно также проводили здесь время Элизабет Тейлор, Роберт де Ниро, и практически любая наугад названная голливудская кинозвезда. Если этих грандиозных кинопризраков кому-то покажется мало, то имейте в виду, что «Английского пациента» тоже снимали в Hotel des Bains.

Интерьеры в стиле венского Сецессиона и итальянской эклектики, просторные террасы, бальные залы, четыре виллы, примыкающие к основному зданию. Hotel des Bains – хранитель времени, как и большинство зданий в Венеции. Как и в кадрах у Висконти, здесь всюду – медленные панорамы и длинные общие планы: неспешное скольжение лодок по заливу, долгие прогулки, осмотр бенедектинского монастыря, ленивое ожидание ужина.

Сам Висконти – миланский патриций, наследник древнего рода, граф Лонате Поццоло, …, полностью принадлежал этому миру: и это даже не уходящая натура, это просто другое вневременное измерение. Альтернативная Европа, как будто не ведавшая бед XX столетия, но тем не менее отражающая их в зеркале своей лагуны в особо изощренной и болезненной форме.

 
Ксения Малич

Искусствовед, историк архитектуры, Научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа. Окончила кафедру истории искусства исторического факультета СПбГУ. Куратор архитектурной программы «Эрмитаж 20/21». Область научных интересов - европейская архитектура периода после Второй мировой войны. Область ненаучных интересов - утопии, братья Коэн, странствия, «Звездные войны», Ивлин Во, Pink Floyd и другие хорошие люди.


Мнений: 0Комментарии

Прокомментируй